• Николай Полисский
  • Проекты
  • Публикации
  • Видео
  • Профиль
  • Желнина И.Л. От сельского хозяйства до сельского искусства — один шаг // Охрана Дикой Природы №3 (29) — 2004

    Знатоки русской природы, к которым, без сомнения, относятся Тургенев и Пришвин, справедливо указывали, что красота русского пейзажа открывается не сразу. Годами нужно топать по этому пейзажу, чтобы она открылась. Искусство Николая Полисского, в частности его никола-ленивецкие зиккураты, органически вырастает из даров русской природы — сена, снега, дров. Внешняя красота того или иного грандиозного сооружения поражает взор сразу, а вот над разгадкой таинственного глубинного смысла приходится задумываться.

    Пятнадцать лет назад московский художник Николай Полисский отправился открывать красоту русской природы на левобережье Угры, в окрестности села Николо-Ленивец. Построив большой деревянный дом, на втором этаже которого разместилась светлая просторная мастерская, он принялся писать заугорские пейзажи. Поворот реки среди холмов, заливные луга, дубовые рощи, сосновые леса, церквушка на высоком берегу — классический русский пейзаж живописи XIX в. Своеобразное видение природных ландшафтов не раз оценивали на выставках кондровчане — жители районного центра, расположенного в 30 км от творческих мастерских художника.

    В 1997г. в долине реки был создан национальный парк «Угра». Почти одновременно с образованием парка Николай Полисский сделал для себя новое открытие. Теперь он начинает воплощать в жизнь проекты из природного материала. Реализовывать проекты помогают местные жители. Они уважают искусство столичного мастера, активно и с удовольствием включаются в творческо-производственный процесс, им понятен сам материал, а то, что в итоге получается что-то необычно-непривычное, их и удивляет, и радует.

    Первый проект, «Снеговики»,был осуществлен в 2000 г. Бесконечный снег в бескрайних просторах — самый русский материал. И вот вдоль берега Угры выстроились сотни снеговиков, каждый из которых стал личностью, индивидуумом, чей век, к сожалению, недолог.

    Весной снег стаял, напитав землю, и взошла трава, а с ней родилась идея следующего художественного проекта — «Башня». Вавилонскую башню из сена возводили сто человек. Для местных жителей косить, ворошить, собирать сено в копны — привычная работа, а в результате николо-ленивцы создали настоящее произведение искусства. Постояв под охраной 560 снежных воинов, девятиметровая башня подверглась экологической утилизации — сожжению, превратившись в ценное удобрение.

    К следующей зиме решили подготовиться более основательно: заготовить дрова. Гигантскую четырехступенчатую поленницу назвали просто — «Дровник». Кстати, деревенские оценивают свое благосостояние в том числе и количеством запасенных дров. Вид большого дровника вызывает у них чувство глубокого удовлетворения, уверенности в завтрашнем дне. К тому же, дрова — это всем известный древний, мирный энергоноситель, и, соответственно своему предназначению башня исчезла, когда соавторам зимой понадобились дрова для отопления.

    В 2002 г. в калужской деревне появился очередной строительный проект — модель 27-метровой «телебашни», сплетенной из прутьев ольхи и березы. Эту красавицу-француженку (другое название — «Эйфелева башня») предполагалось благоустроить более основательно, вплоть до открытия ресторанчика под куполом. Два года приезжающие туристы могли любоваться этим произведением, заглянуть внутрь и с удовольствием полазить по хитросплетениям лестниц и лабиринтов, пока не подверглась эта ажурная махина торжественному сожжению. Грандиозное и весьма необычное действо подкрепили народными традициями, приурочив его к празднованию масленицы. Главную роль — масленичного чучела — на празднике исполняла башня. На глазах ликующей публики она запылала ярким пламенем в наступающих февральских сумерках и исчезла. Жаль, конечно, но такова жизнь, и уже совсем скоро на этом месте вознесется к облакам новое творение столичного художника — «Дерево жизни».

    Мы не будем раньше времени раскрывать все секреты этого замысла, а лучше проведем параллель: Николай Полисский — национальный парк «Угра». Симпатии мастера и природоохранной организации с самого начала стали взаимными. То, что делает Николай Полисский, нисколько не противоречит общей концепции развития и существования национального парка. Наоборот, неординарное творчество художника, известного далеко за пределами России, придает еще большую привлекательность особо охраняемой природной территории. Посмотреть на чудо-проекты издалека съезжаются гости и
    туристы, приезжают и очень известные люди, имеющие возможность помочь парку и облагородить окрестности деревни Николо-Ленивец, превратившейся с недавних пор в одну из «горячих точек» на карте современного российского искусства.

    Так и течет река времени в российской глубинке. Строятся новые избы-мастерские, восстанавливается с благословения владыки Климента Троицкого церковь, рождаются новые творческие идеи. Вот уже брошен клич о проведении на Калужской земле ежегодных фестивалей экологического лэнд-арта. Созданием произведений на природе будут заниматься именитые российские и зарубежные художники при активном участии местных жителей. Мастера свободны в реализации своих творческих планов, но обязательным условием является гуманное отношение к природе, внимание к устоявшимся принципам жизни местного населения, уважение к богатому историческому прошлому этой земли. Конечно, не каждый сможет добраться до Никола-Ленивца и посмотреть на реальные башню, снежное войско или «Дерево жизни», большинство увидит их на фото и на видео, что, несомненно, помогает продлить недолгий век ландшафтного искусства и оставить все произведения в народной памяти.

    Сотрудничество человека и природы в далекой угорской деревушке продолжается!