• Николай Полисский
  • Проекты
  • Публикации
  • Видео
  • Профиль
  • Попова Юлия. Стояние на реке // Эксперт — №39(485) от 17 октября 2005

    В прошлые выходные в Москве, в районе Алтуфьева, в парке на берегу реки Лихоборки, состоялось открытие триумфальной арки — новой грандиозной инсталляции из веток и сучьев художника Николая Полисского и его соавторов — жителей деревни Никола Ленивец Калужской губернии.

    На сегодняшний день Николай Полисский — единственный в наших пределах представитель лэнд-арта, того вида искусства, который, казалось бы, должен у нас процветать ввиду исключительного обилия того самого лэнда. Но большое количество земли, оказывается, не единственное условие процветания лэнд-арта — дела трудоемкого, хлопотного и очень зависящего от чиновников, которые землей распоряжаются. Главные произведения Полисского и его никололенивецкой лэнд-арт-артели — Вавилонская башня из сена, полчище снеговиков, маяк — возникали и, осуществив свое героическое «стояние», умирали на высоком берегу Угры. Ближе к Москве оказался расположен городок из прутьев, состоявший из «Тадж-Махала», «кибитки Александра Македонского» и прочих плетеных павильончиков, — хит фестиваля «Арт-Клязьма»-2003. В саму же Москву прорвался лишь один объект — «Байконур», с плетеными ракетами, который до сих пор проживает во внутреннем дворе ЦДХ на Крымском валу.

    Правда, «Байконур», запертый с четырех сторон корпусами ЦДХ, хоть и оказался в Москве, и даже неподалеку от дружественного Полисскому географического объекта — реки, все же в городское пространство так и не вышел. Прорыв случился только сейчас — огромная арка, сложенная из веток орешника и живо напоминающая формой и размерами арку Дефанса в Париже, выросла в спальном районе на северо-западе Москвы и тут же перевернула все с ног на голову. Привычная глазу и противная душе геометрия новостроек получила свое оправдание — кажется, будто панельные дома подражают прямоугольной (насколько это возможно, учитывая материал) арке, лишь немного упрощая ее форму. Хоть сейчас бери в качестве примера в учебник по дизайну городской среды, в раздел «Реабилитация заброшенных территорий».