• Николай Полисский
  • Проекты
  • Публикации
  • Видео
  • Профиль
  • Седова Мария. Хроника Николая Полисского // Каталог — 2008

    Николай Владимирович Полисский родился в Москве 5 января 1957 года. В 1982 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (ЛВХПУ) им. В. И. Мухиной, отделение керамики. Художник вступает в творческую группу «Митьки», с которой выставляется во многих городах мира. Митьки — группа художников из Санкт-Петербурга, объединяющая около двух десятков человек и названная по имени одного из них, Дмитрия Шагина. Митьки сложились в начале 1980-х годов, а в 1985 была написана книга «Митьки», которую можно рассматривать как расширенный манифест движения. Вокруг митьков образовалось своеобразное общественно-эстетическое движение, участники которого проявляют себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле жизни. Вскоре арт-проект разросся и вышел за пределы Санкт-Петербурга, появились «московские митьки», а за ними и «новые митьки».

    В 1989 году Полисский участвует в выставке «Митьки в Европе», которая проходила в Кельне, Париже и Антверпене, в 1993 году в Государственном Русском музее проходит ретроспективная выставка «Митьки», посвященная десятилетию движения. В 1995-1996 годах в Манеже устраивается выставка-акция «Как рисовать лошадь», в составе митьков Полисский участвует в Российской художественной ярмарке «Арт-Москва» в 1996 году, потом в выставке «Водка» 1997 года, проходившей в галерее Марата Гельмана, а также в акции «Митьки флоту» (Санкт-Петербург) и «Митьки. Генеральный штаб» на Гоголевском бульваре в Москве. 31 декабря 1997 года Николай Полисский собирает «Митьковскую елочку» во время новогоднего праздника на Манежной площади. В 1998 году проходит акция «Маниловский проект», в ней Полисский участвует вместе с другими московскими митьками, Константином Батынковым и Сергеем Лобановым.

    В 2000 году в рамках выставки «Арт-Москва» появляется первый проект в деревне Никола-Ленивец — «Снеговики», осуществленный вместе с Батынковым и Лобановым. С этого проекта начинается художественная деятельность Николая Полисского как представителя русского лэнд-арта. То были бесконечные шеренги снеговиков, маршировавших по полю, 220 снежных воинов было скатано в ту зиму. К созданию снеговиков стали подключаться соседи Полисского по деревне. Снеговики выглядели как снежное войско, поднявшееся на незримого противника, это заставляло вспомнить историческое событие, произошедшее в этих местах в 1480 году — «Стояние на реке Угре», противостояние татаро-монгол хана Ахмата I объединенных русских войск. Снеговики стали своего рода напоминанием об этом важном событии русской истории. Снежные охранники в скором времени по инициативе Вячеслава Полунина были сооружены на каналах Санкт-Петербурга и на Арбате в Москве.

    Следующим проектом Николая Полисского стал Зиккурат (2001). Никола-ленивецкий зиккурат был создан из 1еревянных основ, на которые по пандусам винтообразной формы укладывалось сено. Сначала предполагалось выстроить башню в десять метров, но потом она осела до семи метров. В строительстве зиккурата принимали участие практически все жители деревни. Николай Полисский говорит, что сначала у местных жителей было некое недоумение, зачем все это. Автор привлек их впервые при создании полчища снеговиков. «Все восприняли это как веселую зимнюю игру и с большим удовольствием приходили лепить… А на строительство сенной башни приезжали уже волонтеры, группы человек по тридцать, которые бесплатно два раза в неделю помогали нам укладывать сено». После окончания проекта сенную башню предполагалось скормить домашнему скоту, но сено стало гнить, и пришлось башню «ритуально» сжечь. Это стало еще одним завершающим перформансом в рамках этого проекта. Лишь один человек захотел приехать весной и забрать немного сена для животных, но, по мнению авторов, только все испортил.

    В следующую зиму (2001-2002) на полях деревни появился гигантский «Дровник», это была огромная поленница. В создании проекта снова участвовали местные жители. Дровник получился четырехступенчатым, сужающимся кверху. Если башня из сена напоминала храм, то «Дровник» своим видом отсылает к каким-то невиданным оборонительным постройкам, форпостам выдуманного государства — это был своеобразный дровяной замок.

    В 2002 году в деревне появилась 27-метровая «Телебашня». Башня была сплетена из прутьев ольхи и березы как огромная корзина с маяком-фонарем наверху. Внизу были некие подобия арок, через которые можно было попасть внутрь и по хитросплетениям лестниц полазить по внутренности башни. Башня стала юмористическим подражанием московской радиобашне Шухова. «Телебашня» стояла два с половиной года, потом, на одну из маслениц, она была сожжена.
    Зимой 2002 года в поле в окрестностях деревни опять появилось произведение из снега — это был акведук. Но его существование было недолгим. Зима была теплая, акведук все время таял, его подновляли. В конце концов были построены около ста метров акведука, хотя первоначально задумывалось перекинуть сооружение через реку.

    Во Франции в 2003 году в маленьком городке Ди Полисский смог создать еще однин объект из природного материала — колонну из виноградного дерева. В городе Ди проходил фестиваль «Запад-Восток», в котором участвовала Восточная Европа в составе Украины, Армении и России, разделенной, в свою очередь, на Москву и Поволжье. В создании колонны огромная заслуга принадлежит инженеру Михаилу Буланенкову, придумавшему концепцию колонны. Изгибающиеся «кудрявые» ветки в своей массе создают неровную, живую поверхность. Создается ощущение, что вот-вот — и она сможет зашевелиться. Художник строит колонну во Франции и применяет при строительстве материал, понятный и близкий этой стране.

    В 2003 году Николай Полисский и его «Никола-ленивецкие промыслы» участвовали в фестивале «Арт-Клязьма». Фестиваль проходил несколько лет подряд на территории бывшего пансионата «Клязьминское водохранилище» и был одним из крупнейших в России показов современного искусства под открытым небом. На «Арт-Клязьме» 2003 года Полисский делает проект «Баня» — это была обычная баня, только все стены в ней были прозрачными, сделанными из пленки. Художник привез на фестиваль почти половину населения Николы-Ленивца. Руками этих мастеров была создана плетеная деревня-инсталляция под названием «Арт-Базар». Все время фестиваля авторы жили в своих произведениях, готовили еду и потчевали изумленную публику собственным самогоном. По замыслу Полисского, в кочевом стойбище должны были возвести некое подобие православного храма, но здесь отзывчивый русский народ, воспринимавший все начинания с энтузиазмом, наотрез отказался. На его месте возник «Полевой стан», который, по мнению его создателей, является более подходящим объектом для игрищ, чем церковь, в которой нет места такому бесшабашному действу и веселью. Стан был также сплетен из веток. Это была большая круглая стогообразная башня, окруженная четырьмя более вытянутыми «минаретами».

    В конце 2004 года весь «творческий состав» деревни Никола-Ленивец выехал в Нижний Новгород на создание самой большой снежной горки. Она была построена прямо под стенами Нижегородского кремля. При создании «Нижегородской башни» за основу была взята Вавилонская башня с одноименной картины Питера Брейгеля Старшего. Двенадцатиметровая башня была построена с пандусами, как зиккурат, с горкой длиной в 280 метров и высотой с четырехэтажный дом. Башню строили 3 недели. Снег для строительства этой башни свозили с окрестностей Нижнего Новгорода, и всего было собрано около семнадцати тысяч кубометров. Зима была очень теплой, и башня все время заваливалась и таяла, ее формы постоянно расплывались.

    На следующее лето, в 2005 году, в «художественной деревне» Николая Полисского появилась еще одна башня, на этот раз из крупных деревянных сучьев. Башня сужалась кверху и завершалась круглой «башенкой». Забравшись по внутренней винтовой лестнице, можно было попасть в «башенку» и осматривать окрестности с высоты около десяти метров. Грубые деревянные сучья, послужившие материалом башни, придавали ей не только прочность, но и зрительно соединяли ее с окружающим ландшафтом и лесом, начинавшимся неподалеку. Смотровая башенка имела круглую форму, а с внешней стороны в нее были воткнуты длинные железные прутья. Эти прутья придавали «башенке» смешной вид деревянного ежа, взобравшегося на верхушку дерева или куста. Этот был своеобразный деревенский «Маяк», на верхушке которого можно зажечь огонь и подавать таинственные знаки. «Маяк» до сих пор можно увидеть в деревне Никола-Ленивец, это пока самое долговечное произведение художника, оно стоит и функционирует как «природный» экспонат уже не первый год.

    Осенью 2005 года в Москве на Алтуфьевском шоссе возник непонятный объект из сплетенных веток. Высота объекта достигала размера трехэтажного дома, и он выглядел как огромная, грубо вытесанная прямоугольная арка. Эта арка представляла собой геометрическую конструкцию, четыре прямоугольника были соединены между собой сверху. Необычная арка символизировала въезд в Северо-Восточный административный округ Москвы и ландшафтный парк, который в скором времени должен быть построен на берегу реки Лихоборки. Название произведения «Лихоборские ворота». По словам автора, эта арка могла возникнуть как творение умной вороны, которая вернулась в город после обучения правильному строительству и решила свить себе такое странное модное гнездо.

    На Масленицу 2006 года Николаем Полисским и его бригадой был осуществлен поджог символической ракеты «Байконур». Именно этим событием решили проводить Масленицу в деревне Никола-Ленивец. Местные жители и художник совместили это с другой важной датой — сорок девятой годовщиной освоения космоса. Двенадцать местных мастеров под руководством Николая Полисского создали башню-ракету «Байконур» из березовой лозы, сена и соломы. Эта постройка больше года стояла у здания Третьяковской галереи на Крымском Валу, и главной мечтой ее создателей было, увидеть ее в небе. Как утверждают очевидцы, «Байконур» действительно несколько раз во время сожжения взмывал в воздух.

    В июне 2006 года на территории усадьбы Кривякино в городе Воскресенск Московской области был осуществлен проект воссоздания пейзажного парка «на один день». Усадьба XVIII века принадлежала писателю И. И.Лажечникову. Двухэтажный кирпичный дом эпохи барокко окружен запущенным парком, который делился на регулярный (второй половины XVIII века) и пейзажный, созданный в середине XIX века с использованием системы старых каскадных прудов. Парковые сооружения, такие как беседки, гроты, фонтаны, не сохранились. Именно их решил воссоздать из дерева Николай Полисский. Материалом для всех построек послужили тонкие стволы деревьев. Своими постройками художник решил имитировать архитектурные формы парка рубежа XVI11—XIX веков, придав им игрушечно-сказочный вид. Строительство длилось три недели, и к 17 июня 2006 года в парке появились беседки, арки, скамьи, стулья, качели, крытая прогулочная галерея, зеленая сцена, канава «ах-ах» и «дворец». Деревянные постройки Николая Полисского расположились по двум берегам каскада старых заросших прудов. На одном берегу пруда стоял «дворец» тридцати метров в длину и девяти метров в высоту, а вокруг него были разбросаны причудливые беседки: круглой формы с опорным столбом посередине, качели на колесах от телеги, накрытые треугольной крышей. «Дворец» был самым крупным из всех строений «парка на один день». Его массивные формы вырисовывались среди зелени и выступали над кронами деревьев. Многогранная башенка наверху придавала «дворцу» вид оборонительного сооружения, но качели по периметру с оккупировавшими их детьми рассеивали это поначалу грозное впечатление. Качели присутствовали практически во всех постройках и сооружениях «парка на один день»: вокруг круглого стола, на зеленой сцене, в беседках и арках, во «дворце» — они стали объединяющим мотивом всех объектов. Можно, посидев на одних качелях, перейти в соседнюю беседку на другие. На другом берегу разместился так называемый Круглый стол, получивший такое название формы стволов деревьев. Два берега соединяла деревянная колоннада, стоявшая на наиболее эффектном месте, на искусственной насыпи между верхним и средним прудом.

    В июле 2006 года в деревне Никола-Ленивец состоялся первый фестиваль «Арх-Стояние», в котором помимо художника и его помощников участвовали архитекторы Москвы. Художник уступил им инициативу, считая, что устройство фестиваля важнее очередного проекта, и все крестьяне Никола-Ленивецких промыслов трудились над реализацией проектов гостей. Зато на втором «Арх-Стоянии» 2007 года он словно отыгрался за первый, показав публике грандиозную инсталляцию «Границы Империи». Это был целый античный город, напоминающий археологические города Малой Азии и Африки, Пальмиру или Тимгад. Колонная улица длиной около 200 м с центральным гетрапилоном сопровождалась какими-то таинственными вотивными столбами, которые стояли в беспорядке поодаль от нее. На колоннах-бревнах и поперечных балках живописно сидела большая стая деревянных двуглавых орлов-ворон. Это сооружение до сих пор является одним из самых захватывающих пространственных аттракционов деревни Никола-Ленивец.

    Весной 2008 года крестьяне «Никола-Ленивецких промыслов» осуществили свой первый проект без прямого участия Николая Полисского — он только дал им идею. На кладбище у Никольской церкви на снегу рассадили больших черных деревянных грачей, так что в целом получилась своеобразная пантомима на тему культовой русской картины художника Саврасова «Грачи прилетели».

    На Масленицу 2008 года Николай Полисский представил проект, продолжающий идеи «Границ Империи». Это была железная «Жар-птица». Огромный, размером с дом, железный двуглавый орел со встроенной в него печью страшно разгорался, пыхал, заполонил все поле черным дымом, потом стал выбрасывать снопы пламени, а сам из черного стал темно-красным. Сырой воздух и мокрая земля под птицей шипели it жара. За двадцать минут птица съела два больших грузовика дров. В результате получился впечатляющий образ русской государственности.

    2008, Каталог «XI Архитектурная биеннале в Венеции. Русский павильон. Партия в шахматы. Турнир за Россию».