Если вы человек неленивый, у вас есть шанс доказать это себе, решительно отбросив дела и отправившись в деревню Никола-ленивец, что на реке Угре Калужской губернии. Именно там художник Николай Полисский в компании местных деревенских активистов совершает свой великий художественический подвиг, заставляющий серьёзно задуматься местных жителей о глубинном смысле, сокрытом в их нелёгком крестьянском труде, и вволю поразмышлять о свойствах русской мистической архитектуры, порождении межпланетного разума.
Все это потому, что Николай Полисский просто хочет сделать так, чтобы всем было весело и хорошо. И в этом же-ланий Николая поддерживают галерист Марат Гельман и директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова, называющие Полисского настоящим гением. А во французском городе Ди художник стал и вовсе культовой фигурой среди местных крестьян, построив там классическую колонну из живописных корней виноградной лозы. Вообще такого рода художники, как Полисский, если что и устраивают, то веселые тусовки для своих, чтобы «угореть по-хорошему». Опыт работы с большими массами ребят милых и симпатичных, но принципиально неповоротливых и непредсказуемых, способствовал и успеху проекта под гордым названием «Никола-Ленивец».
Название звучит как метафора, несмотря на то, что времена лени как важного источника творчества давно уже прошли… Никола-Ленивец — это деревня на реке Угре, где Полисский построил себе дом. Там и возникла зимой 2000-го первая часть проекта по «освоению природной и социальной действительности на принципах экологизма и сотрудничества». Полисскому удалось завлечь местных мужичков, «припахать» своих московских друзей и сделать колоссальную скульптурную группу из 220 снеговиков, шеренгами взбирающихся по склонам реки Угра. Снеговики — как живые, в дырявых кастрюлях на головах и с реалистическими морковками вместо носов. Выглядели они несколько страшновато, но только если хорошо присмотреться. Это понятно — места знаменитые, где-то там неподалеку произошло знаменитое противостояние русских войск и татарской орды. Но победа для создателей проекта никогда не была самоцелью, сия великая атака своевременно захлебнулась с наступлением весны: тела снежных воинов растаяли, морковки достались грызунам, а ржавые ведра вернулись на крестьянские подворья. От экологического искусства — увы — всегда остаются только фотографии. Очень впечатляющие снимки: в прошлом преизрядный живописец, Полисский тщательно следит за тем, чтобы «на выходе» получалась хорошая картинка. Хотя все равно для него главное все же не результат, а процесс. То есть вся эта совместная работа с никола-ленивецкими землепашцами и скотоводами есть своего рода перформанс.
Как профессиональный художник, в галереях, музеях и на художественных ярмарках Николай Полисский выступает именно с этими красивыми и несколько загадочными фотографиями. Но главными ценителями он все равно считает своих деревенских соавторов, которые давно уже осознали, что занимаются искусством, активно включились в творческо-производственный процесс и чутко следят за отзывами в прессе. Любопытно, что они вовсе не воспринимают художника как московского барина с причудами.
Следующий проект Полисского — огромная вавилонская башня из сена. Она была возведена летом 2000 года. Очертаниями «Башня» напоминает улитку Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Но и этот шедевр Фрэнка Ллойда Райта, в свою очередь, восходит к башне III Интернационала Владимира Татлина. И все они — к египетским и ацтекским пирамидам и вавилонским зиккуратам. Для охраны сенной башни зимой было выставлено целое воинство снеговиков в количестве 560 бойцов. Для экологической утилизации этого художественного проекта был приглашен мастер огненных мистерий Герман Виноградов (Би-капо), который провел язычески-постмодернистский обряд сожжения. Произведение искусства стало ценным удобрением, а сами строители башни избежали серьезной опасности — можно вспомнить, как серьезно пострадали жители Вавилона, возомнившие возвести башню до неба. По сей причине критик Григорий Ревзин написал с добродушно-ироническим глубокомыслием: «Как подлинно народные мастера, Николай Полисский и Константин Батынков ответили на невысказанные народные чаяния и обнаружили глубинный смысл, сокрытый в нелегком крестьянском труде. Они показали магическую сущность стога, глубинный художественный проект, который затерялся там подобно иголке».
Гигантская поленница, попросту названная «Дровником», представляла собой еще один проект Полисского из никола-ленивецкой серии 2001 года. Задача была опять-таки простая и предельно доброжелательная. Дрова, по словам Николая, -«древний мирный энергоноситель (это тебе не атом)». Соответственно, башня исчезла в тот момент, когда соавторам понадобились дрова для отопления зимой. Новый проект, над которым работает Полисский, еще какое-то время можно будет увидеть в натуре — это колоссальная «Эйфелева башня», изготовленная из лозы. Постройка в высшей степени функциональна -с ее помощью очень удобно принимать сигналы из глубокого космоса. Так что, отправившись в деревню Никола-Ленивец, можно не только надышаться свежим калужским воздухом, но и вволю поразмышлять о свойствах русской мистической архитектуры, порождении межпланетного разума, соборного сознания и прочих приятных материях. Сложился целый творческий коллектив, численность которого колеблется от 40 до 100 человек. Более того, нашелся и очень правильный меценат -сосед-дачник, бескорыстно помогающий материальными инвестициями в капстроительство зиккуратов. Таким образом художник Полисский возрождает идею «народного творчества», казалось бы, навсегда испохабленную деятельностью кружков вышивания крестом при жэках и Домах культуры. Однако именно о народном творчестве мечтали великие русские авангардисты, а знаменитый немецкий художник Йозеф Бойс прямо говорил — «Каждый человек — художник».
Никола-Ленивец стал модным местом и в локальном, и в глобальном масштабе. На «объекты» водят экскурсии, наезжает худтусовка из Москвы и заграницы — кураторы, корреспонденты. Но Николай Полисский и его соавторы особенно ценят внимание калужской прессы и доброжелательное отношение со стороны Национального парка «Угра», которому принадлежит территория, на которой возводятся все эти объекты.