Неподалеку от станции метро Владыкино, на пустыре, замыкающем Сигнальный проезд, возвышается арка. Она встречает всякого направляющегося в парк, название которого до последнего времени внушало известное опасение, пока «Лихоборы» не превратились в «Отраду». Недавно территория под верглась благоустройству, а арка, исполняющая функцию символической заставы и названная автором Николаем Полисским «Лихоборскими воротами», открыла новую историю «лихого бора».
Замысел осуществлен в рамках совместного проекта с Галиной Лихтеровой, разработавшей архитектурную концепцию парка общей площадью 15 га. Проект является частью планового озеленения территорий северо-восточного округа. «Светская» архитектура парковых сооружений – «Качелей» (Н.Полисский) и «Плотины» (Г.Лихтерова) – дополнит «ансамбль» культовых сооружений, состоящий из православного храма, мечети и синагоги на том же высоком, правом, берегу реки Лихоборки. Здесь же планируется возведение буддийского храма. Интернациональный диалог продолжат этнические рестораны, которые разместятся в парковой зоне.
Арку можно было бы назвать триумфальной, если бы не сходство с гнездом: архитектурный объект «нарисован» в пространстве тончайшими штрихами кустарниковых стволов, не поддающихся счислению. Узлы десятков тысяч сочленений и сучковатая текстура лещины, кажущейся на отдалении хворостом, усиливают эффект постоянно меняющейся светотени. Она создает иллюзию подвижной субстанции, остающейся в пределах жесткого контура, следующего очертаниям панельных
домов окружающей застройки.
Критики называют ворота русской репликой парижской Арк-Сиком в Дефансе, что не исключает сравнений с древним объектом, происхождение которого теряется в догадках истории. Несмотря на «светскость» затеи, в «Лихоборских воротах» есть что-то эзотерическое.
Они кажутся сакральным сооружением или древним календарем, отсчет которого связан, например, с положением солнца относительно арочного проема. Все эти свойства подтверждаются и масштабом постройки: 10х10х12 м, созданной «коммуной» мастеров из калужской деревни Никола-Ленивец. В день клали около 40 м «шпилек», соединение которых вызывает примерно то же ошеломление, какое сопровождает созерцание конструкций древних циклопических сооружений.
От арки в низину оврага, являющегося частью поймы, тянется длинный шлейф лестничного пандуса, состоящего из нескольких маршей. Асимметрия косоур и изогнутый контур вживленной в склон холма формы делают «тетрапилон» неотъемлемой частью
пейзажа.
Ворота — первый объект градостроительного свойства, созданный Н.Полисским после множества произведений «локального» значения, принесших автору реноме выдающегося художника лэнд-арта. Практически все из них были подвержены торжественному сожжению при большом стечении зрителей (о последнем сожжении космической станции «Байконур»
читайте в настоящем номере «АВ»). Остается надежда на то, что объект продержится дольше других, несмотря на то, что
элементы освещения уже стали жертвой любви к искусству местного населения.