• Николай Полисский
  • Проекты
  • Публикации
  • Видео
  • Профиль
  • Хачатуров Сергей. Занимательная орнитология // Время новостей — 03 марта 2008

    Архитекторы и художники, уже давно выбравшие дивное по красоте место — деревню Никола-Ленивец на реке Угре площадкой своих экспериментов в жанре модного лэнд-арта, заручившись поддержкой компаний Marmoleum, Softline, Autodesk, «Масштаб: один к одному» собрали на новый масленичный фестиваль. Посвятили его забавной теме границ, межей, рубежей.

    Благодарный диалог с формотворчеством советского авангарда предложили Анна Щетинина и Александр Константинов. Анна возвела над лесом избушку на длинных стволах. Один ствол перпендикулярный, другой работает как контрфорс. Избушка напоминает гигантскую старинную фотографическую установку. Залезаешь в избушку по лесенке и будто попадаешь внутрь чудесного оптического прибора. В окошках избушки глаз фиксирует лучшие пейзажи благословенного «Ленивца». То есть архитектор наглядно и остроумно показывает преимущества «объективного» зрения. Своей конструкцией домик ассоциируется с авангардными проектами 20-х годов, например с высотными установками на диагональных опорах, с фантастическими «домами на рессорах» архитектора Лавинского. Такое вышло высотное натяжение пространственных зон. Пограничный блокпост.

    Александр Константинов воздвиг решетчатые объекты в виде базилики и традиционной избы. Реечками из дерева изящно выполнил пространственное межевание. Горизонтали «решетят» избу, вертикали — базилику.

    Очень симпатичные межи и рубежи срежиссировали Николай Полисский, артель «Никола-Ленивецкие промыслы» с помощью крылатых измерителей вселенского пространства — птиц. Неподалеку от огромного поля, уставленного деревянными колоннами что твой римский форум, художник Николай Полисский и инженер Владимир Стребень посадили сваренного из чугуна гигантского двуглавого орла. Колонны самого форума украшены атрибутикой разных империй. Так что двуглавый орел ответствует за межевание государственное, идеологическое. Ввечеру художник Полисский вместе с композитором Сергеем Загнием превратили двуглавое чудище в садово-парковую шутиху. Под патетическую музыку Чайковского и Вагнера она начала рыгать огнем, вырывающимся из ее клювов и перьев-сопел. Полезное накануне выборного дня зрелище!

    Наконец, о межевании разных территорий искусства рассказал проект «Грачи прилетели», выполненный художниками артели «Никола-Ленивецкие промыслы». На живописнейшем спуске к излучине реки Угра Владимир Симонов, Андрей Белов, Алексей Гусев посадили забавных деревянных грачей. Сделанные в манере наивного искусства, они тем не менее прилежно разыгрывают мизансцену великой саврасовской картины. И что очень ценно — помогают задуматься об условности границ не только разных жанров визуальных искусств, но и, собственно, разных видов творчества.

    Инсценированная в трех измерениях природы картина Саврасова стала еще и великолепной зримой музыкой. В 2005 году в деревне Никола-Ленивец художник Максим Русаков по инициативе автора этих строк уже проводил эксперимент по оживлению звучащего мира картины великого фламандца XVII века Франса Снейдерса «Птичий концерт». Сова-дирижер в башне «Маяк», щебечущее голосами певчих птах поле становились анаморфозой, зашифрованным портретом художника, чутко слышащего природу и внимающего ей.

    Сегодня «визуальной акустикой» выбрано хрестоматийное полотно Алексея Саврасова 1871 года. Между прочим, грач — птичка музыкальная. Как и все врановые (ворона, сорока, сойка, кукша, клушица, кедровка, саксаульная сойка, галка), относится к семейству певчих воробьиных. В народе грачи символизируют весну. На то и пословицы: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача — весну встречай». А весна — это уж самая что ни на есть песенная пора жизни, или по-есенински: «перезвон узловой завязи природы с сущностью человека». Весенняя природа со своей дышащей почвой, влажным воздухом, гомоном птиц поет восхитительно благозвучно. И художник Саврасов эту музыку изображал. Ведь емкой эмблемой «Грачей» может быть собственно музыкальная партитура. В самом деле тоненькие веточки в перламутровом небе — натянутые ниточки нотного стана. А черные точки грачей — то порхающие, будто по октаве, то угнездившиеся в ладный аккорд хвостатые ноты.

    Эти клювастые ноты и влетели в пейзаж Никола-Ленивца, чтобы лучше звучала музыка весны.