У артобъекта, созданного в жанре public art (или land art, или open air — все заковыристые английские термины обозначают искусство на природе), четкий критерий качества. Это искусство чем лучше, тем оно общительнее. Очкарик-профессор, хиппи волосатый, бабушка с внуками всяк по-своему находят с ним общий язык. Профессор воспринимает интеллектуальным приключением, хиппи — территорией свободы от социальных, политических догм, бабушка и внучата простодушно радуются новому веселому аттракциону.
У нас появился редкий шанс поговорить с ленд-артом Полисского по душам. Достаточно взять билет до Нижнего Новгорода и доехать до центральной площади Минина и Пожарского у стен старинного кремля. Под личным патронатом полномочного представителя президента России по Поволжскому федеральному округу Сергея Кириенко коммуна Полисского из его деревни Никола Ленивец выстроила на площади гигантскую снежную башню-зиккурат. На возведение башни ушло десять тысяч кубометров снега. В течение полумесяца вся городская администрация, все коммунальные службы работали в авральном режиме. Снега в центре города маловато будет. Его буквально соскребали из всех районов огромного города и даже с пригородных полей. Тысяча ходок самосвалов позволила завалить снегом спуск к Волге. На упреки местных жителей продюсеры и кураторы башни, сотрудники нижегородского ГЦСИ во главе с директором Анной Гор, журналист Александр Панов отвечали: «Тонны снега у кремля не потому, что город грязный, а потому, что он культурный и в этом качестве готовится стать столицей Поволжья». Нижний Новгород почетный титул «культурная столица Поволжья» примет в 2006 году, и башня сделана в преддверии знаменательного события.
Созидание башни оказалось тем самым идеальным хеппенингом, в котором нет разделения на зрителей и художников — творцами образа назначены все. За идею отвечает Николай Полисский, за воплощение — десять специально приехавших крестьян из его деревенской артели, ГЦСИ и Панов, за материал — коммунальные службы Нижнего Новгорода, за порядок — городская администрация, Кириенко и милиция, за диалог с городом — катающиеся с башни на санках юные нижегородцы, наконец, за художественную интерпретацию — критики. При всей демократичности снежный зиккурат очень чутко вписался в самый рафинированный смысловой контекст. Силуэт, форма, цвет, фактура — оммаж великим шедеврам великой истории искусства, от Вавилонской башни на полотнах Брейгеля и иконописных «горок» до бионики архитектурной деконструкции. А выдвинувшийся из башни пандус для катания на санках приятно напоминает катальную горку эпохи Просвещения, выстроенную для императрицы Екатерины Второй архитектором Ринальди в Ораниенбауме.