Фестиваль ландшафтной архитектуры «Архстояние» проходит с 2006 года. В первый же год на территории национального парка «Угра» на берегах реки, где некогда состоялось историческое «стояние», положившее конец татаро-монгольскому игу и давшее название фестивалю, свои объекты возвели ведущие российские архитекторы — как концептуалисты-бумажники, так и успешные практики: Александр Бродский, Юрий Аввакумов, Тотан Кузембаев и другие. В 2007 году фестиваль стал международным — в нем принял участие именитый нидерландский ландшафтный дизайнер Адриан Гезе. А будущим летом на берегах Угры ожидают среди прочих и международных звезд Herzog & de Meuron.
Неблизкий путь в Калужскую область любители искусств протоптали еще раньше — благодаря обосновавшемуся в деревне Никола-Ленивец художнику Николаю Полисскому, начавшему возводить здесь фантастические лэнд-артные объекты из подручных материалов вроде сена и хвороста, заручившись поддержкой местных жителей, которых он превратил в настоящих художников. Музей современного искусства и архитектуры под открытым небом, в который превратился Никола-Ленивец, стал местом паломничества и обитателей Калужской области — фестиваль проходит при поддержке местной администрации. Нынешнее «Архстояние. Зима» — продолжение традиции никола-ленивцевских масленичных гуляний, на которые съезжаются тысячи гостей.
На Масленицу полагается что-нибудь поджигать. В прошлый раз сжигали колоссальный «Байконур» — ракету из лозы. А на этот раз Николай Полисский, изменив экологически чистому дереву, соорудил десятиметровую «Жар-птицу» из чугуна. Огнедышащее чудо, напоминающее одновременно двуглавого орла, самовар, гигантскую лимонку и какой-нибудь летающий танк, по своей функции является традиционной печкой с поддувом. Спроектировать «буржуйку» таких размеров художнику помогал житель соседних Звизжей военный механик и инженер-изобретатель Владимир Стебень. «Жар-птица» изрыгала угрожающие языки пламени, снопы искр и клубы черного дыма под попурри военных маршей, патетических фрагментов Вагнера и Чайковского и сельских шумов, подобранное композитором Сергеем Загнием.
Горела не только «Жар-птица». Куда более кроткое пламя освещало изнутри объекты Александра Константинова «Базилика» и «Изба». Художник, который и в графике, и в инсталляциях остается верен чертежной, штриховой фактуре, и теперь схематично начертил базовые архитектурные формы легкими деревянными рейками. Два прозрачных сарая одинакового размера отличаются только направлением «штриха». «Базилика» построена на вертикальных линиях, «Изба» — на горизонтальных. А созерцать огненное шоу можно было из «Дома над лесом» Анны Щетининой. На удивление устойчивая избушка на курьих ножках — двух мощных стволах — напоминает как традиционную беседку с видом, так и пограничную дозорную вышку.
Помимо профессионалов свой вклад в нынешний фестиваль внесли и коренные обитатели деревни Никола-Ленивец. Владимир Симонов, Андрей Белов, Алексей Гусев, Мария Гусева, Евгений Зеленский и Алексей Буковский создали инсталляцию «Грачи прилетели». На спускающемся к Угре склоне с погостом и церковью они рассадили внушительную стаю черных деревянных птиц. Скульптуры эти кажутся какими-то архаическими тотемами, состоящими в близком родстве с изделиями африканских или индейских племен. При этом хрестоматийное полотно Саврасова узнается немедленно. Да и погода стояла соответствующая — с непролазной грязью и лужами. Внезапная оттепель уничтожила один из фестивальных проектов — полукилометровый пиршественный стол, своими контурами повторяющий изгиб реки Угры. Авторы проекта — серьезное московское архитектурное бюро «Рождественка» возвело его из снега, и к приезду гостей стол, как Снегурочка, просто растаял.