• Николай Полисский
  • Проекты
  • Публикации
  • Видео
  • Профиль
  • Боде Михаил. Четвертый Рим под Калугой // Российская газета — Столичный выпуск №4432 от 06 августа 2007

    В селе Никола-Ленивец, что в Калужской области, на берегу реки Угры открылся второй фестиваль архитектурно-ландшафтных проектов «Архстояние». В способностях воплотить оригинальные архитектурные решения, не причиняя при этом вреда природе, соревновались русские и голландские проектанты.
    Вырваться из столицы в дождливый выходной день, чтобы оказаться в калужской глуши — на это способен, пожалуй, лишь еще полный энтузиазма студент-архитектор или тот, кто давно навещает село художников Никола-Ленивец. И кто уверен, что там он не обманется в своих ожиданиях.

    Вот и в этот раз уже на подъезде к селу вдали маячили гигантские деревянные то ли столбы-распятия, то ли колонны, похожие на те, что некогда стояли вдоль пути цезарей-триумфаторов. Чуть левее — такой же деревянный форум. Подальше — 12-метровый «колизей», плетенный из ивняка.

    Главный архитектор всего этого строительства и основатель артистического Никола-Ленивца (само-то село довольно старинное) — московский художник Николай Полисский, обосновался здесь с друзьями архитекторами и дизайнерами лет 15 назад. На первых порах художник от души «полевитанствовал», то есть отдал своей палитрой дань живописным окрестностям Угры. А потом, поняв, что не стоит умножать сущее и тягаться с национальной пейзажной традицией, смиренно сложил свой этюдник. К тому же и времена наступили не слишком благоприятные для художников: в начале 90-х кому особо были нужны картины? Собственно, с этой тоски, невостребованности и обилия досуга и начались никола-ленивецкие прожекты. А все началось с масленичных забав. Однажды на исходе зимы Полисский с приятелями и местными крестьянами (бывшим колхозникам тоже было нечего делать) выставил по берегам реки двухсотенное войско снеговиков. Тем самым обыграв знаменитое «стояние на Угре», когда пять веков назад рать Ивана III и орда хана Ахмата несколько месяцев стояли друг против друга. Как известно, та пограничная демонстрация сил так ничем и не кончилась, ситуация сама собой как бы рассосалась. Однако традиционно считается, что с тех пор пресловутое иго кануло в Лету. Так или иначе масленичная забава подсказала художнику концепцию: мощь и сила неизбежно ослабевают, приходят в упадок, истаивают. Как, собственно, растаяла и армия снеговиков. Так же и любое амбициозное монументальное творение человека обречено на исчезновение. А что может быть более амбициозного, чем вавилонская башня?

    Полисский с двумястами крестьянами (им по-прежнему было нечего делать) как-то возвели подобие шумерского зиккурата. С той лишь разницей, что 15-метровая пирамида-спираль была выложена из сена. Простояв отмеренный природой срок, башня стала естественным образом разваливаться, пока не стала добычей масленичного огня. Следующее творение — «Дровец» — ступенчатую пирамиду из дров, напоминавшую древнеегипетскую пирамиду Джоссера, общинно сложили и таким же образом потом разобрали по домам, поскольку дело было к зиме. То есть взятое из природы естественным образом в ней же и растворилось, не нарушая экологии. Что важно, поскольку это поле экспериментов входит в заповедник «Национальный парк Угра». Принцип же «не навреди природе» стал главенствующим для Николая Полисского и селян, которые по ходу дела из безработных колхозников выросли в художников «Никола-Ленивецких промыслов». Более того, часть оседлых артельщиков превратилась в кочевников, начав гастролировать с архитектурно-ландшафтными проектами в Подмосковье («Арт-Клязьма») и в самой столице. К примеру, их «Триумфальная арка» из орешника до сих пор стоит в районе Отрадное.

    Впрочем, в городе с его строительным практицизмом и недоверием к оригинальной архитектурной мысли артельщики чувствуют себя не слишком комфортно. И потому учрежденный в прошлом году пленэрный фестиваль «Архстояние» (теперь-то понятно, откуда это «стояние»?) оказался как нельзя кстати. На него съехалось множество архитекторов — практиков и теоретиков, маститых и только начинающих, московских и иностранных. Соблюдая изначальное требование «не навреди…», они демонстрировали не столько постройки, сколько воплощенные в природном материале архитектурные идеи. Как, например, проект бюро «Меганом» «Сарай», превращенный дрелями в подобие готического витража. Или висящий над обрывом «Полумост надежды» бюро Тимура Башкаева.

    Некоторые из этих проектов дожили и до второго «Архстояния». В этом году к нему подключилось известное бюро из Нидерландов «West-8» во главе с Адрианом Гейзе. Что побудило молодых голландских архитекторов к сооружению «Павильона шишек», сказать трудно. Однако некоторое отношение к изобразительному искусству проект все же имеет. Комната под открытым небом, стены и пол которой выложены тысячами шишек, конечно, впечатляет.

    На фоне этой изобразительной алгебры нам как-то роднее и ближе упомянутый проект Николая Полисского с его артелью. «Границы империи» — это и есть те столбы, которые видны при подъезде к Никола-Ленивцу. При приближении к ним видно, что на всех на них сидят стаи деревянных же двуглавых орлов. Что значат византийские птицы-эмблемы с выводками: прощай или здравствуй империя?