• Николай Полисский
  • Проекты
  • Публикации
  • Видео
  • Профиль
  • Боде Михаил. Башня из сушёной травы // Российская газета. — 28 апреля 2003 года.

    Столичный художник Николай Полисский создает экологически чистое искусство в провинции.

    В ТО ВРЕМЯ как бульвары и скверы столицы заселяет каменно-бронзовое племя, в провинции создается монументальное, но экологически чистое современное искусство.

    Монументы возводят местные жители. Чтобы в этом убедиться, нужно сначала доехать до Калуги, а там уже проселками до села Никола-Ленивец, что на берегу Угры. Если такой возможности нет, то фото монументов можно увидеть на открывшейся в ЦДХ художественной ярмарке «Арт-Москва».

    Никола-Ленивец укрылся в природном заповеднике. Место это живописное и глухое. Однако селяне, как теперь говорят, люди продвинутые: знают слово «зиккурат» (это ступенчатые пирамиды древней Месопотамии), толкуют о «башне Татлина», о «Шаболовке» и о других башнях тоже. Потому что именно их строительством они и занимаются в свободное от работы (у кого она есть) время под руководством московского художника Николая Полисского. Столичный живописец, обзаведшийся домиком в селе, писал-писал местные виды, да и сложил свой мольберт перед неописуемой красотой природы, разделив мысль чеховского персонажа: «…Нужны новые формы. Новые формы нужны».

    Форма родилась из забавы. Как-то на Масленой неделе Полисский с приятелями-художниками и селянами слепил около сотни снеговиков, расставив их в штурмовые колонны на льду Угры. Вскоре снежное воинство растаяло, не оставив после себя даже морковок. Скульптуры как появились из природы, так в ней и растворились. Сохранились лишь фото этой «инсталляции», продающиеся теперь в галереях современного искусства. Шутка шуткой, но ход был найден: чем естественнее во всех смыслах работа, тем полезнее для общества.

    Идею никола-ленивецкого зиккурата подсказало не только шумеро-вавилонское зодчество, но и обычные сельскохозяйственные работы — сенокос и стогование. Спиралевидный стог высотой с четырехэтажный дом сметало общество, охваченное почти детским любопытством (неужели получится?) и энтузиазмом. Этот сенной штопор неминуемо рухнул бы, не придумай местные леонарды да винчи для него оригинальный каркас. Творческая изобретательность и трудовой порыв николаленивцев уготовили им места соавторов произведения Полисского. Довольно долго маяк из сушеной травы стоял на берегу реки, вызывая у забредших туристов шепот удивления: «НЛО?» Хотя перед ними был приговоренный к съедению скотом общественный провиантский склад. Опять же — ликвидный монумент.

    Селяне восприняли уфологический термин, но дали ему иные интерпретации — Никола-Ленивецкий Объект или Никола-Ленивецкое Общество. В целом это означает: объект современного искусства, созданный общинным трудом.

    Башнестроительство воочию демонстрирует, насколько благотворно влияет художественное творчество на коллектив. Не только в смысле развития эстетического вкуса и повышения благосостояния подсобных хозяйств (следующая башня — сложенный из поленьев восьмиметровый «Дровник» — зимой обогрела немало изб), но и профилактики трудотерапией: в пору строительства вводится закон, сдерживающий вредные пристрастия. Эх, ваять бы не переставая!