• Николай Полисский
  • Проекты
  • Публикации
  • Видео
  • Профиль
  • Кулик Ирина. Шалаш-монтаж // Коммерсантъ — №108 от 19 июня 2006

    В парке усадьбы Кривякино, расположившейся в центре города Воскресенска Московской области, прошла акция «Парк на один день», удачно соединившая народные гулянья с современным искусством. Специально для проекта в усадьбе Кривякино появились впечатляющие парковые сооружения, воздвигнутые художником Николаем Полисским и его постоянными соавторами — крестьянами деревни Никола-Ленивец. В преображенном кривякинском парке гуляла ИРИНА Ъ-КУЛИК.

    Существующая с XVIII века усадьба Кривякино могла бы быть одной из немаловажных достопримечательностей Московской области, официально она даже признана памятником федерального значения. Эта усадьба связана с именем писателя Ивана Лажечникова, именно здесь он родился и написал свой знаменитый роман «Ледяной дом». Родители писателя приобрели Кривякино на подставное имя: принадлежащие к купеческому сословию, они не имели права на усадьбу. Правда, сейчас кривякинский особняк, построенный в 1770-х годах, находится почти в руинах — довольно живописных, но все же не настолько, чтобы заинтриговать любителей старины. В плачевном состоянии находился и парк.

    Проект «Парк на один день» и был задуман ради того, чтобы привлечь к полузабытому Кривякину внимание общественности, а также напомнить местным жителям, что посреди города находится не замусоренный пустырь, а зеленые кущи, в которых можно «культурно отдыхать». Проект победил в конкурсе минкульта Подмосковья и благотворительного фонда «Институт толерантности» «Культура-Подмосковье» и выиграл грант Благотворительного фонда Владимира Потанина в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире».

    Воплотить художественную сторону проекта пригласили Николая Полисского — едва ли не единственного представителя отечественного современного искусства, имеющего успешный опыт так называемого «паблик арта» и вообще художника народного в самом прямом смысле слова. Господин Полисский уже много лет создает свои произведения в соавторстве с крестьянами деревни Никола-Ленивец. Его фантастические архитектурные сооружения не только показывались на многих выставках современного искусства в России и за границей, но и с некоторых пор украшают московские окраины. Год назад художник получил заказ от Северо-Западного округа Москвы и воздвиг на берегу реки Лихоборки, на входе в недавно разбитый парк, грандиозную «триумфальную арку» из ореховых сучьев.

    Изначально предполагалось, что Николай Полисский создаст в Кривякине своего рода вариации на темы типичных парковых построек XVIII-XIX века — беседки, павильоны, мостики, павильоны-«эрмитажи», выполненные в узнаваемом «экологическом» стиле художника, прославившегося вавилонскими зиккуратами из сена и римскими акведуками из снега. Но в результате от идеи реконструкции пришлось отказаться (по причине того, что реконструировать в Кривякине было решительно нечего). Единственным более или менее достоверным сооружением оказалось архаичное укрепление под названием «Ах-ах» — ров с врытым в него частоколом, оберегавшим когда-то ухоженные барские лужайки от коров и прочей живности.

    Но это отнюдь не самая заметная из воздвигнутых Николаем Полисским построек. А построил он немало: шалаши-дворцы и беседки-качели, сооруженные из ольховых и ореховых сучьев, колоннаду-трельяж, осенившую переход между двумя прудами и сделавшую его похожим на крытый мост. Построили и плавающий по одному из прудов «паромец», напоминающий благодаря поросли мачт-сучьев нечто вроде первобытной яхты. Художник говорит, что он и его соавторы хотели создать не столько настоящую парковую архитектуру, сколько своего рода эскиз того, что здесь могло бы быть: этакий набросок, прочерченный корявыми штрихами сучьев.

    Сооружения господина Полисского выглядят фантастично и эфемерно, как приснившийся парку сон. Это своего рода мираж, но мираж, в котором нет ничего тревожно-чужеродного. Если это и призрак парка, то призрак, являющийся не ночами, но солнечным днем, никого не пугающий и ничего не пугающийся. Причудливые качели и «паромец» с удовольствием обживали местные детишки. Спугнуть «прекрасное виденье» не смогли не только «старинные» фейерверки со всяческими шутихами, «огненными колесами» и «римскими свечами», но и собачьи бега, выступления ансамблей самодеятельности и прочие атрибуты народных гуляний. Благостную картину не нарушало даже обилие милиционеров, призванных охранять не только порядок, но и губернатора Московской области Бориса Громова. Визит пожаловавшего на праздник в сопровождении обширной свиты губернатора невольно воспринимался как часть сценария — ряженым «пейзанам» и потемкинским деревням явно не хватало присутствия «барина».

    При этом в «Парке на один день» нет ничего от дежурной ностальгии по «темным аллеям» и прочей оскоминной элегичности. Николай Полисский не играет в заведомо утраченное прошлое, не стилизует «графские развалины» и принципиально не желает участи прекрасных руин своим произведениям. Кривякино, как халиф на час, и вправду стало парком только на один день. Все постройки разберут сразу после акции: у организаторов проекта просто нет возможности поддерживать их более долгий срок